Советы логопеда

Чем занять ребенка дома. Игры на развитие речи.

Часто логопед рекомендует родителям занятия с ребенком дома. Многих мам пугает слово “занятие”, меж тем значение этого слова произошло от слова “занимать”. В нашем случае – занимать ребенка полезной деятельностью в игровой форме.  Играть в словесную игру, закреплять то или иное упражнение можно и дома (даже на кухне, когда вы заняты приготовлением ужина) и на улице (по пути в садик или из садика), в машине, в любой поездке.

I. Развиваем слуховое внимание и слуховую память.

а) Задания на узнавание и различение неречевых звуков.
Нас окружает множество звуков, надо научиться их слышать. Обратите внимание ребенка на звуки, которые он слышит дома: шум воды в трубах, бульканье кипящей воды, шум шагов, скрип двери, шум работающих стиральной машины и пылесоса, звонок телефона, звон посуды. Совсем иные звуки на улице: звуки сирен, шуршание шин по асфальту, визг тормозов, скрип качелей на детской площадке, шум дождя, ветра, пение птиц. Обращает ли малыш внимание на эти звуки? Если нет – обратите его внимание на них, предложите ему угадать, что звучит или кто производит этот шум.

б) Дома, попросив малыша отвернуться, можно воспроизвести следующие звуки: шуршание бумажек, стук кружек, стук крышки об кастрюлю,  стук деревянных или металлических ложек итд. Малыш должен отгадать какие предметы могут издавать эти звуки. Можно рекомендовать следующие игры.

Приготовьте несколько звучащих игрушек. В ответ на какое-либо звучание ребенок должен ответить определенным действием, например, когда играет гармошка – хлопать в ладоши, при звуках бубна – топать итп. Эта игра очень полезна, так как развивает слуховое внимание, наблюдательность, внимательность, моторику и координирует движения.

Приготовьте двух мишек – большого и маленького. Объясните ребенку, что большой мишка сильный и громко рычит, а маленький слабый и рычит тихо, а потом свистите то громко, то тихо, а ребенок пусть отгадывает какой из мишек издает звуки.

II. Различаем на слух длительность звучания, громкость и высоту голоса.
Попросите ребенка имитировать сильный ветер: у-у-у, затем тихий ветер: у-у-у. Имитируем голоса животных: волк, корова, заяц, курица итд. Предложите ребенку имитировать сигнал поезда, который находится далеко, а затем  — близко от него.

III. Различаем на слух слоги и слова.
Предложите ребенку повторить за вами:
а) та-та-та, ту-та-ты, пту-пта-пты, та-да-та, да-до-то;
б) бык-бак-бок, ветка-клетка-сетка, каток-моток, поток;
Можно поменяться с ним ролями. Вы, повторяя слоги и слова за ребенком допускаете ошибки. Заметит ли он их?

IV. Тренируем умение узнавать и различать фонемы русского языка.
Вы называете и много раз повторяете звук (например а) среди других звуков. Четко говорите: А, У, М, И, С, А, П, К, А. Малыш, услышав звук а, должен (по предварительной инструкции) хлопнуть в ладоши, присесть, стукнуть ложкой по столу. Инструкции можете придумать сами великое множество и разнообразить это занятие. Лото с картинками будет необходимо в подборе слов на определенный звук, в выделении первого и последнего звука в слове. Показав и назвав картинку без первого или последнего звука (…аук или пау…) попросите ребенка подобрать нужный звук и закончить слово.
V. Работаем над словарным запасом ребенка.
а) называем предметы одним словом: ложка, чашка – посуда; стол, стул – мебель; кукла, кубики – игрушки.
б) подбираем слова с противоположным значением: чистая посуда – грязная посуда
в)  называем цвет предмета: соль-белая, апельсины – оранжевые
г) подбираем действие к предмету.

VI. Работаем над грамматическим строем языка. 

Играем в игру “есть-нет” – вы называете предмет, ребенок говорит о его отсутствии: есть ложка-нет ложки. “Назови маленький предмет” – стол-столик, ложка-ложечка. “Как зовут детенышей?”, “Сделай из одного много” – сапог-сапоги, ведро-ведра.
VII. Развиваем мелкую моторику рук.
Огромное поле для совместного с ребенком творчества: выкладывание фигурок, картинок, букв из макарон, пшена, камешков, ниток; игры с крупой. Сейчас очень много методических пособий, рекомендации, игр, следует только грамотно и разборчиво подойти к их выбору.

Теперь о самом важном – дети очень четко улавливают ваше настроение. По интонации, тону голоса они очень легко определяют ваше к ним отношение, понимают когда вы заинтересованы в общении с ними и когда вы формальны. Чаще общайтесь с малышом, сопереживайте ему, проявляйте желание понять его, занимайте его и тогда он гораздо полнее раскроется перед вами.

 

Ерофеева Анжелика Николаевна,
учитель-логопед

ВЫ ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА?
Вы хотите, чтоб Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе? Чтобы он состоялся как личность? Чтобы он чувствовал себя свободно и уверенно?
Учите своего малыша говорить

   Кудрявцева Мария Сергеевна,
учитель-логопед

 

Читаем детям: разные виды чтения.

Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим чадам, но мало кто задумывается о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребенка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.

     Для самых маленьких чтение – это прежде всего общение с родителями, по терминологии выдающегося американского психолога Дж. Кэмпбелла, период «пристального внимания», остро необходимого любому ребенку. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный миг, и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать ее голос, чувствовать запах ее волос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Когда ребенок устал или болен, после долгой разлуки или ссоры нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения».

       Во многих семьях есть прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь. Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты приносят крохе не меньше пользы, чем сам сон. Хотя некоторым детям и нравится слушать на сон грядущий захватывающие приключения, большинство детей все же предпочитают спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Встречаются даже такие упрямцы, которые способны годами слушать одну и ту же сказку на ночь. Не стоит с этим бороться, возможно, повторение знакомой истории дает малышу ощущение стабильности, помогает расслабиться перед сном. Если малыш болен, не переутомляйте его чтением и не пугайте страшными историями, но и не отказывайте: интересная книга заставит забыть о жаре и насморке, удержит в постели выздоравливающего непоседу.

Особое место в литературном репертуаре вашего ребенка должно занять поэтическое чтение. Хорошие стихи сродни музыке, и очень важно, чтобы ребенок привык их слушать с самого раннего детства (речь идет не о детских сказках в стихах или коротеньких потешках, а о настоящей, большой поэзии). Стихи развивают речь малыша, расширяют его словарный запас, приучают к особому, вдумчивому, я бы сказала, непрагматическому отношению к литературе. Ведь очень часто бывает, что человек ждет от прочитанной книги какой-то конкретной пользы: поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности расслабиться и повеселиться или, наоборот, пережить острые ощущения. А лирическая поэзия всего этого лишена. Зато она дает возможность насладиться красотой слова и ритма, окунуться в стихию чистого чувства. Поэтому, чем раньше вы начнете читать стихи малышу, тем лучше. Многие современные педагоги — пренатологи даже советуют начинать делать это еще до его рождения. Пусть в детской вашего крохи звучат стихи в исполнении лучших актеров (сейчас они в большом количестве продаются на кассетах), сами читайте ему вслух свои любимые стихотворения. Малыш с равным удовольствием будет слушать Лермонтова и Мандельштама, Пушкина и Ахматову, Лорку и Гете. А вот Маяковского или Давида Бурлюка читать маленьким детям не стоит, даже если вы — страстные поклонники модернисткой и постмодернисткой поэзии: резкий, часто негармоничный строй подобных стихов скорее всего не понравится малышу.
Можно попробовать напевать хорошие стихи вместо колыбельных: любая информация, которую ребенок получат перед сном или в полусне, укореняется в глубинных слоях подсознания и остается там на всегда, оказывая решающее влияние на формирование личности. Конечно, кроха пока не в состоянии вникнуть суть читаемых вами стихов, и бесполезно пытаться объяснить ее не только трехмесячному, но даже трехлетнему. Однако не стоит из-за этого расстраиваться. Пока малыш воспринимает стихи как хорошую музыку, а про что в них говорится, поймет, перечитав их во взрослом возрасте.

Чтение новых книг (назовем его условно «литературным чтением») стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна.

Есть дети, которые с готовностью начинают слушать любую новую книгу. Но если ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки, попытайтесь заинтриговать: «А знаешь, один человечек жил в маленьком домике на крыше и умел летать! Хочешь, я тебе про него почитаю?».

Иногда дети активно отказываются слушать новую книгу или явно скучают во время чтения просто потому, что не доросли до нее. Случается, что та или иная книга не соответствует характеру малыша. Например, есть ранимые, впечатлительные дети которые категорически не хотят читать никаких приключений и авантюрных историй из-за того, что им страшно. Зато они обожают «просто истории про детей, с которыми ничего не случается», типа «Денискиных рассказов» или «Мэри Поппинс». А фантазеры и искатели приключений, с замиранием сердца перечитывающие по десять раз «Таинственный остров» и «Робинзона Крузо» вряд ли заинтересуются назидательными и несколько скучноватыми рассказами из детской жизни вроде «Записок гимназистки» или «Детства Темы».

Не стоит потакать малышу и читать новомодные поделки, популярные среди его сверстников. Выбирайте для чтения хорошие, проверенные временем книги, написанные хорошим литературным языком, талантливые и остроумные.

Часто существует несколько переводов одной и той же иностранной книги. Постарайтесь сравнить их и выбрать лучший. Очень часто наиболее качественным, как ни странно, оказывается первый. Новые нередко делаются для того, чтобы восполнить вырезанные когда-то по цензурным соображениям места (книга, кстати, далеко не всегда выигрывает от их восстановления) или просто для того, чтобы иметь возможность выпустить новое издание. Именно это, кстати, произошло с переводами «Малыша и Карлсона», «Пеппи Длинныйчулок», «Мэри Поппинс» В первый раз эти книги переводились в начале семидесятых выдающимися, очень талантливыми переводчиками, Лилией Лунгиной и Борисом Заходером. Новые переводы появились в конце девяностых и были намного слабее.

Обратите внимание на то, как издана книга. Бумага должна быть плотной, белой, хорошего качества, шрифт — четким, разборчивым и достаточно крупным. Это важно не только по эстетическим, но и по медицинским соображениям: начинающий самостоятельно читать ребенок может испортить глазки, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге. Иллюстрации должны быть выполнены на хорошем художественном уровне. Они совсем не обязательно должны быть реалистичными, но чересчур смелые авангардисткие эксперименты на страницах любимой сказки малыш вряд ли оценит по достоинству. Часто издают серии книг «Лучшие художники России — детям» и т. д. Они, безусловно, заслуживают особого внимания. Обязательно познакомьте детей с творчеством великолепных художников-иллюстраторов: Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Сутеева, М. Пивоварова, Б. Диодорова.

Возможно, средства не позволяют вам покупать такие книги, (хотя самая дорогая детская книга стоит намного дешевле куклы Барби или робота-трансформера, которых сегодня стараются купить своим чадам даже семьи с весьма скромным доходом). Но даже в этом случае можно найти выход. Создайте обменный фонд с родителями друзей вашего малыша, попросите родных и близких дарить ребенку хорошие книги на праздники, запишитесь, наконец, в районную библиотеку. Главное, чтобы в руки ваших детей никогда не попали убогие издания на скверной бумаге с блеклыми безвкусными картинками.

Часто уже умеющий читать ребенок боится подступиться к большой и сложной книге. Помогите ему, начните читать вслух вместе, даже если ребенку уже двенадцать, а книга – «Королева Марго». Такое «опережающее чтение» очень полезно. Часто, втянувшись, малыш продолжает читать самостоятельно или, спустя некоторое время, перечитывает книгу сам еще раз, заново осмысливая уже на новом уровне.

Многим детям необходимо обучающее чтение с элементами развития речи. Если вашему малышу трудно пересказать содержание прочитанного, если он плохо запоминает стихи, косноязычен или у него не очень большой запас слов, с ним необходимо заниматься, и чем раньше, тем лучше, иначе ему будет очень сложно учиться в школе. Для занятий берите небольшие произведения, написанные хорошим русским языком. Переводная литература для этой цели не очень подходит. В принципе, очень хороши «Рассказы из азбуки» Толстого и «Рассказы для детей» Ушинского, потому что они созданы именно для этой цели, но многим детям не нравится их дидактизм. В этом случае можно взять, к примеру, «Денискины рассказы», детские рассказы Зощенко, совсем маленьким – небольшие сказки о животных («Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Волк и семеро козлят»). Главное, чтобы сюжет был ярким, динамичным, легко запоминающимся. Прочитайте текст медленно, выразительно. Потом предложите ребенку в двух словах рассказать, о чем он. Если трудно, помогите сформулировать главную мысль, задайте наводящие вопросы. Можно разыграть рассказ в лицах с той степенью подробности, на которую способен ваш малыш (будет еще интереснее, если вы попробуете смастерить для этой цели немудреных кукол). Может, ребенку будет проще, если вы будете говорить «за автора», а он от лица героев. Особенно удачное представление можно показать и домашним. Если малышу все-таки трудно запомнить даже коротенький сюжет, попробуйте нарисовать «мультик» – пусть ребенок с вашей помощью вспомнит и нарисует, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробует «озвучить» мультфильм. Если у малыша хорошее чувство юмора, можно предлагать ему какие-то совсем абсурдные варианты развития сюжета; смеясь, он, возможно, вспомнит, как было дело. Ни в коем случае не ругайте малыша за неудачи и не торопите: расстройства речи исправляются крайне медленно. Если же вы увидите, что ваши занятия вообще не дают результатов, обязательно обратитесь к специалисту-логопеду, ничего позорного в этом нет, а если вы упустите время, поправить дело будет намного сложнее.

Особое место занимает познавательное чтение словарей, энциклопедий и научно-популярной литературы. Оно ни в коем случае не должно заменять или вытеснять литературное чтение. Иначе вы рискуете превратить малыша в эмоционально неразвитого сухаря-знайку,  который будет считать, что сказки – это только для маленьких, а от стихов никакой пользы. Но в умеренном количестве познавательное чтение очень полезно, оно расширяет кругозор малыша, учит его работать со справочной литературой.

Если ребенок задал вам серьезный «научный» вопрос, предложите ему вместе поискать ответ в словаре. Заодно поучите его пользоваться алфавитным указателем, находить нужную статью в словаре или энциклопедии. Главное, даже если вы заранее знали ответ, не забудьте порадоваться и изумиться, найдя его вместе с малышом. Тогда он надолго, а может, и на всю жизнь сохранит, воспоминание о том, как вместе с вами узнал, как устроен магнит или крылья птицы.

Никогда не навязывайте малышу научно-популярные книги, даже если именно они нравились вам в детстве. Предложенные не вовремя, они вызовут у ребенка только скуку или даже протест. Но уж если дитя заинтересовалось энтомологией, крестовыми походами или астрономией, не пожалейте денег, купите ему нужные книги и атласы, даже если вы уверены, что это увлечение продлится недолго. Так что не вздумайте попрекать: «три месяца назад потратили столько денег на анатомические атласы, а теперь про фараонов тебе подавай!». Интересы детей действительно меняются очень быстро, но это не значит, что вы потратили деньги впустую: ведь ребенок узнал то, что ему было необходимо, перешел на новую ступеньку развития. А хорошая книга займет достойное место в библиотечке малыша. Быть может, она еще дождется своего часа, и ребенок снова вспомнит о своем давнем увлечении.
Дети входят в мир книги еще совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот для него мир обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой: полюбят ли они читать настоящую, большую литературу, или чтение станет для них лишь источником получения информации, а то и просто средством убить время.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.