Советы психолога
Почему ребенок кусается?
Нередки случаи, когда ребенок начинает кусать сверстников и даже взрослых. Причины этого явления могут быть совершенно разными. Давайте разберемся, с чем может быть связано такое поведение ребенка.
- Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, ему позволяется делать, что ему вздумается в доме, то в итоге взрослые не замечают, как из восхищающего их своими выходками малыша, вырастает человек, не понимающий слова «нельзя». Малыш замечает, что для того, чтобы получить желаемое, ему зачастую достаточно лишь пустить в ход зубы. Это просто, быстро и приносит результат мгновенно. Такие дети кусают сверстников, которые просто встали рядом с ними, чтобы те отошли в сторону или отдали ту игрушку, на которую положил глаз малыш.
- Одновременно в случаях, когда ребенок воспитывается в строгости, родители держат его «в чёрном теле», не позволяя родственникам и себе баловать его, рационально и ровно воспитывая малыша. Слово «нельзя» часто звучит в повседневной жизни, и сам ребенок, вроде бы, растет послушным и спокойным, но… дети на площадке знают, что этот вроде бы спокойный ребенок может без особых на то причин укусить играющего рядом. Дело в том, что ребенок таким образом пытается снять с себя накопившееся напряжение, в котором он находится постоянно в домашних условиях. Психика требует разрядки, и он ее находит вовне дома, там, где он не находится в стрессовой ситуации. Жесткое воспитание — большая эмоциональная нагрузка. Взрослым стоит серьзено задуматься об этом.
- Часто рождение второго ребенка в семье так же приводит к тому, что старший ребенок начинает кусаться. Внимание взрослых естественным образом переключается на малыша, так как ему требуется больше заботы и опеки, чем уже подросшему ребенку. В попытках обратить на себя внимание и получить хоть толику того внимания, к которому он привык, ребенок может делать различные вещи, в том числе и кусаться. Нельзя забывать, что родительское тепло и внимание нужно всем детям, по возможности поровну и каждодневно. Конечно, добиться этого непросто, но если стараться это сделать, то результаты будут видны практически незамедлительно.
- Также причиной «кусательного» поведения может быть и обычная усталость. Бывает такое, что в остальных случаях абсолютно спокойный, самодостаточный и любимый ребенок, при, например, приходе гостей, начинает безобразно себя вести. Это связано с тем, что ребенок в раннем возрасте быстро устает, но, не в состоянии понять причин своего состояния, начинает бунтовать, особенно, если родители принуждают его делать однообразные, неинтересные для него действия.
- Сходной с предыдущей причиной может быть и изменение привычного для ребенка режима дня, когда, например, он хочет спать, но взрослые по каким-либо причинам не могут удовлетворить насущные потребности малыша. В этом случае он будет плаксив, агрессивен, беспокоен. В этих случаях его ругать бесполезно — лучше попытаться понять причины, посочувствовать и помочь.
- Наконец, причиной могут быть и сложности в адаптации в дошкольном учреждении. Впервые придя в детский сад, ребенок страдает в отрыве от родных и в условиях непривычного ему распорядка дня — и в качестве формы протеста, самозащиты, он может в том числе и кусать сверстников. Чтобы уберечь вашего ребенка от подобного стресса, следует вдумчиво, с помощью штатных психологов и педагогов детского сада помогать ему влиться в новую для него жизнь.
Подводя итог, можно заключить, что ребенок в большинстве случаев кусается, или защищая что-то свое, или попадая в дискомфортные для него условия. Но предвосхитить и исправить такое поведение могут лишь сами взрослые, создав необходимые условия для гармоничного развития личности ребенка.
ГОТОВЫ ЛИ К ШКОЛЕ РОДИТЕЛИ?
Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:
- Помочь, не рассердившись;
- Не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
- Не унижать;
- Не обижать;
- Не сравнивать с другими своего ребенка;
- Не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.
В общем, готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.
Что нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
Что он еще живет в дошкольном детстве: мир игр и игрушек, мир свободного времени.
- Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты обязан».
- Что его работоспособность — 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.
- Что ему непривычно будет «быть одним из многих».
- Что он будет более подвержен заболеваниям.
- Что ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий и движение.
- Для того, чтобы ему спокойнее было первое время учиться, Вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и так далее
- Старайтесь сделать в выходные что-то интересное вместе с ребенком и для ребенка: праздник, выпуск семейной газеты, запуск воздушного змея, пикничок в лесу, поход в музей и прочее.
- Ребенку нужны положительные эмоции.
- Не забывайте заглядывать в рюкзак своего ребенка. Если он приучен к порядку, то проблем будет меньше, а если нет…
- Постарайтесь заранее (летом) научить открывать дверной замок (если в этом есть такая необходимость), предупредив об осторожности.
- Заранее научите его аккуратно вешать школьную одежду на вешалку и переодеваться в домашнюю.
- В общем, все бытовые дела попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного неокрепшего ребенка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.
- Берегите психику ребенка.
- Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, отняли, не дали, забыли и др. Надо спокойно выяснить, что произошло, стараться вслух не делать своих «своих взрослых выводов».
- Не забывайте о школьных праздниках. Ребенку будет обидно, если Вы вдруг не оденете его празднично, не придумаете с ним вместе карнавальный костюм.
- Ребенок ждет от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь разделить вместе с ним его радость. Поделки ставьте на самое видное место, тетради с пятеркой покажите бабушке и дедушке и т. д.
- Дайте возможность ребенку почувствовать себя счастливым и умеющим.
Это лишь маленькая частичка того, что нужно знать о ребенке-школьнике. Главное — понимание, любовь, доверие, забота. Если Вы еще раз все это прочтете, то, может быть, поймете, какое это испытание для ребенка.
Окользина
Татьяна Анатольевна
«Готов ли ваш ребенок к школе?»
Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей.
«Скоро в школу!» — у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу.
Родители начинают думать:
- Готов ли мой ребенок к школе?
- Хватит ли ему усидчивости?
- В какую школу его отдать?
- Какую учебную программу выбрать?
Все эти вопросы действительно, очень важны, но прежде всего, родителям необходимо знать, что готовность к школьному обучению состоит из многих компонентов.
- Во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу, то есть иметь мотивацию к обучению.
- Во-вторых, у него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками и учителями, контролировать свое поведение.
- В-третьих, ребенок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
И, пожалуй, самое главное: у него должно быть соответствующее интеллектуальное развитие, хороший уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения.
Ребенку необходим достаточный уровень развития произвольности поведения и волевых качеств для поддержания интеллектуальной работоспособности и для того, чтобы успевать работать вместе с классом.
Учитывая, все сказанное, не следует забывать, что понятия готовности к обучению в школе достаточно широкое и не сводится к тому, что будущий первоклассник должен хорошо уметь читать и писать.
Проводя комплексное исследование детей подготовительных групп в нашем ДОУ по всем компонентам готовности к школьному обучению, мы определили, что многие из наших детей не проявляют интереса к обучению в школе, то есть у них не сформирована мотивация к обучению.
Желание учиться – это одно из важных условий благополучного начала обучения в школе и оно из важных условий благополучного начала обучения в школе и оно проявляется в том, что:
- Ребенку нравится читать книги, решать задачи и выполнять другие интеллектуальные задания.
- Ребенок понимает необходимость учения, как обязательной и ответственной деятельности.
- Ребенок проявляет стремление узнавать новое.
- У ребенка сформировано эмоционально-благополучное отношение к школе.
Что же делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует?
Прежде всего, думайте не о том, как заставить, а как заинтересовать.
- Не перегружайте детей, оставляйте время для разнообразных игр. Чтобы хотеть учиться, ребенку необходимо «наиграться»! летом
- Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок совершит «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
- Старайтесь показать необходимость каждого знания, приводите примеры.
- Давайте посильные задания. Они не должны быть не слишком трудными, не слишком легкими.
- Сами проявляйте интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
- Отмечайте «рост», рост терпение, старание ребенка. Пусть он ощущает свои успехи.
- Объективно оценивайте возможности и способности своего ребенка. Не сравнивайте его с другими детьми, только с самим собой.
- Играйте всей семьей в настольные игры, в которых требуется четкое соблюдение правил игры, для достижения результата.
- Расскажите о школе и о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителями (не приукрашивая, и не стращая).
- Вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения).
- Постарайтесь дать понять ребенку следующее: «Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями».
И последний совет, хорошо отдохните летом и будьте терпеливыми!!!!